Средняя группа детского сада № 38 город Тверь
Значение и задачи эстетического воспитания дошкольниковЗначение и задачи эстетического воспитания дошкольников Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни ребёнка. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно – творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящей игрушке, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое воспитание действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость , светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребёнка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее. Для сюжетно – ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определений темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. Пусть поезд, на котором едут дети, построен из стульев; пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выхода из положения. Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из игр – в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссёр К.С. Станиславский говорил актёрам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей. Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт отношение к нему. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно – творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. В развитии художественно – творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлечениям. Педагоги нашего ДОУ работают увлечённо, успешно развивают художественные способности малышей. Эстетический вкус – понятие широкое. Он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. Проявляется он в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомим с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать и любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, слушая музыку П.И.Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Всё это доставляет истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь её. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвёл и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. Основные средства эстетического воспитания в детском саду Эстетическое воспитание детей осуществляется путём ознакомления их с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни – большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Стены родного дома, вещи, окружающие с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения – всё это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет своё место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются: - Целесообразность, практическая оправданность обстановки; - Чистота, простота, эстетика оформления; - Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-жёлтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают восприятие окружающего. - Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетическое представление детей, создаёт основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, картину. Изображённые на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей: труд людей, жизнь детского сада, дети, пейзажи, натюрморты, птицы и животные, сюжеты из сказок. Во всех возрастных группах могут быть использованы картины со сказочными сюжетами, натюрморты, изображения животных и птиц. Пейзажи рекомендуется использовать в старших дошкольных группах. Старшие дошкольники проявляют интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Алёнушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В группе следует иметь не более 2-3 картин. Хорошо, когда есть одна большая картина и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой. Менять картины и эстампы следует с учётом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой. Важное место в оформлении детского сада принадлежит произведениям народного прикладного искусства. Хорошо иметь в группе весёлую дымковскую игрушку, жёстовские подносы, произведения из керамики предметы с хохломской, гжельской росписью. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть эту красоту, беречь её, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить группу. Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой младшего воспитателя педагог подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создаёт уют в группе. Хорошо убранное, чистое помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а в старших группах уже самостоятельно. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры. Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается её красота в детстве и, запечатлённая в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть её прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в окраске заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребёнка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и уметь использовать. Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребёнок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, лётчиков, учителя, врача не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Всё это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения, способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты или явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, своего дома, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяются. И где бы ни жили дети, старших дошкольников, обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой. В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся всё более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы, начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц, проспекты и т.д. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к её людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает своё влияние на ум и чувства ребёнка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место занимают сказки. Высокую оценку дал им А.С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть – поэма». Не всё можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своём является более красочный язык – музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребёнку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убеждён В.А. Сухомлинский. На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников , должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам эстетического и нравственного воспитания. Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в программе «От рождения до школы», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы. Наконец, очень важно качество исполнения произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое восприятия их ребёнком. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитать любовь и интерес к искусству, развить эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетике быта, советует, что читать детям, какие записи и телепередачи смотреть, какую музыку слушать. Добивается, чтобы у каждого ребёнка в семье были все условия для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, книги, игрушки. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать каждый воспитанный человек. 1. Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой
«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями!» К.Д. Ушинский
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. [21] Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [4] Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка. [3]
1.1 Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. [10] Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4]
1.2 Содержание и принципы организации педагогического процесса Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. «Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «времен года». Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. [10] В средней группе – дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаками сезона. [13] Например: характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. [13] Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. [14] Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого больше возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель даст не только определенные знания, но и научит детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. [21] Природа как одно из важнейших средств воспитания. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. [11] Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир. [14] Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание уделяется в детском саду. Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, В том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а так же уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за растениями и животными, птицами, рыбами, в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Основное средство познания природы – набдюдение. [11] Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. [10] У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле, на животноводческих фермах, педагог обращает внимание детей на то, с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения. [11] Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года); с водой – изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза, гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими, распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиванию растений и уходу за животными. Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и т.д.), с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления природы. Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменение растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются. Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их. Огромное значение в формировании представлений и понятий имеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языком совершаются в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен. В «Программе воспитания в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту. Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, во время игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в повседневной деятельности – в игре, труде, наблюдениях. [4] Общая цель планирования – это реализация «Программы воспитания в детском саду». Поэтому каждый отрезок времени должен планироваться исходя из предыдущих итогов и учитывая задачи последующей работы. Ознакомление с природой является частью единого педагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отбор конкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств. Планирование природоведческой работы включает создание соответствующих материальных условий – уголка природы, цветника, огорода, обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средств обучения и т.д. В плане предусматривается разнообразие форм работы. Их необходимость определяется многообразием самих объектов и явлений природы. Планируются занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так же индивидуальные наблюдения, трудовые поручения в уголке природы, в огороде, цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы в разнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачи воспитания детей. [10] 12 марта 2014 в 19:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.