Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие. В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг дисциплин, предметов и тем, специализированных образовательных программ, способствующих углубленному эстетическому воспитанию ребенка, призванных стать основой постижения детьми своих творческих возможностей и способствовать гармоничному развитию личности.
Цель многих программ по театральному искусству это: воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к театру, как к виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец, изобразительное искусство.
Детский музыкальный театр, как идея и особый “жанр” драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение. Вместе с тем, это и не хобби, в смысле просто приятного времяпрепровождения, это – особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации. Мы привыкли думать о театре как о развлечении. И потому родители, выбирая, чем занять ребенка для развития его способностей, думают о театральной студии в последнюю очередь. Но недаром все дети просто обожают театр. И как зрители, и как участники. Ведь театр – это игра. Игра в судьбу, в человека, которого можно на время «надеть» на себя и попробовать побыть им. Они сами, без всяких наших серьезных психолого-педагогических обоснований, чувствуют это инстинктивно и – действуют. На театрально-музыкальных занятиях ребенок учится познавать мир, проигрывая различные ситуации, в которые попадает его персонаж. Он учится наблюдательности, внимательному отношению к окружающим событиям, к деталям и мелочам, которые так важны для более глубокого восприятия действительности. Он учится выстраивать целое из этих разрозненных деталей, учится отбирать наиболее яркие, типические признаки предметов и поступков. Учится открывать новое в давно знакомом, приобретает способность осознавать свой опыт.
Сказки, придуманные сюжеты становятся той дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему раскрыться, понять законы окружающей действительности. Воздействие с помощью метафоры на психику ребенка является особенно глубинным и стойким, ибо затрагивает и поведенческие пласты психики ребенка, и ее ценностную структуру. Проигрывая роль или даже просто придумывая возможности различных к ней подходов, ребенок учится выстраивать поведенческие модели, давать им нравственную оценку, варьировать их в зависимости от желаемого результата. В театре ребенок часто получает возможность от лица своего персонажа (или, рисуя костюмы, декорации, подбирая музыкально-шумовое оформление для спектакля) выразить свои скрытые, подсознательные желания, постепенно избавиться от внутренних комплексов, «зажимов», проблем, страхов. Он может «примерить» на себя желаемую роль и убедиться в «пригодности» результата для собственной жизни. Также, поскольку театр – искусство коллективное, ребенок учится работать в коллективе, общаться с детьми и взрослыми. Играя то главные, то второстепенные роли, он учится соотносить свое место, свой вклад в работу, свою значимость с общим желаемым результатом. Театральная игра делает эти процессы легкими, занятными и необременительными. Ребенок не замечает, как, играя, он учится.
Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
При слушании и чтении сказок развиваются основные языковые функции:
- экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психологический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение;
- активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении;
- социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
В работе детского музыкального театра могут принимать участие как дети, так и их родители, и педагоги и это очень важно. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его социального опыта. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-музыкальную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства и дополнительного образования в школе является средством художественно-эстетического развития младших школьников. Союз музыки и театра, включающий в себя сценографию, костюмы, свет, постановку, актерскую игру и пение - далеко не полный перечень искусств, объединяющихся для «донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя» (Н.Сац).
Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, то есть творчески-проектировочную среду.
Цель создание условий для развития творческих способностей учащихся в музыкально – сценической деятельности.
Задачи:
- вовлечь детей в разные виды творческой деятельности;
- развивать умения по актерскому мастерству, сценической речи, вокалу;
- формировать навыки общения и поведения в коллективе детей разного возраста.
1. Детский музыкальный театр - есть средство художественно-эстетического воспитания дошкольников
2. Детский музыкальный театр существует в форме мюзикла, детской музыкальной сказки, игры-драматизации, зримой песни.
3. Детский музыкальный театр – это определенный вид музыкально – театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально – театральных (творческих) способностей и их развитие.
4. Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в двух направлениях: а) музыкальном, б) театральном.
^ Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру на детских музыкальных инструментах. Занятия по вокалу предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.
Хоровые занятия представляют собой работу над хоровыми фрагментами партитуры музыкально-сценического произведения, кроме того, они формируют умения и навыки хорового пения: полетный звук, певческое дыхание, интонацию, ритм, дикцию и т.д.
Вокально-хоровые занятия проводятся 1 раз в неделю.
^ Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, актерской пластики (игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами, «Музыка и движения» и т.д.).
Занятия сценической речью направлены на развитие речевого аппарата, культуру поведения на сцене, дикцию, образность и эмоциональную подачу текста.
^ Хоровой театр
Занятия в хоровом театре осуществляются по следующим направлениям:
а) театрализация исполняемой музыки всем хором;
б) развитие сценической импровизации;
в) использование детских музыкальных инструментов;
г) ритмические упражнения.
^ Детский музыкальный театр
Кроме вышеперечисленных занятий по направлениям, в театре составляется график сценических репетиций готовящегося музыкального спектакля.
Сценические репетиции проводятся после того, как участниками музыкального спектакля освоены музыкальный и литературно-драматический материал. На них присутствуют все участники и руководители музыкальной постановки.
Особенностью некоторых детских музыкальных сказок, мюзиклов является то обстоятельство, что в них принимают участие взрослые: педагоги школы, родители, студенты. Участие взрослых в детской музыкальной постановке обогащает коллективную творческую деятельность, повышает общий исполнительский уровень, создает хороший нравственно-психологический климат в театральном коллективе и перспективу в работе.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребенка средствами музыкального театра - он становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссера, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства. Включение ребенка в систему «человек - образ - спектакль», предполагает погружение ребенка в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания. Тренинг по внутренней и внешней технике (актера) проводится с детьми на протяжении всего времени обучения. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д.
Процесс театрально-музыкальных занятий строится на основе учебно-тематического плана. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Индивидуальные занятия построены на основе учебно-тематического плана с использованием арт-терапевтических методик. Конечно, на занятиях используются только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт-терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально-творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности. Из большого количества видов арт-терапии мы выбрали элементы только некоторых из них: музыкальной терапии (вокальная и дыхательная), фольклорной терапии, танцевально-двигательной терапии, драматерапии. Нами использованы арт-терапевтические упражнения из методик адаптированных специалистами (Л.С.Брусиловский, М.Л.Лазарев, В.И. Петрушин и др.) для работы преподавателей с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. Все упражнения входят в вариативную часть программы «Музыка» 1-4 классы (автор Т.И.Бакланова), допущенной Министерством образования и науки.
Групповые занятия представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. В основу реализации нашей театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в действиях детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Весьма условно происходит деление программы «Детский музыкальный театр» на пять разделов, ориентируясь на психологические особенности возраста, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому. Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления. Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства. На втором году перед детьми ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.
Разделы программы выглядят следующим образом:
1.
Театральная игра (общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами).
2.
Ритмопластика (игры на развитие двигательных способностей, музыкально-пластические импровизации, жесты как важное средство выразительности).
3.
Культура и техника речи (игры и упражнения на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой, игры и упражнения на опору дыхания, игры на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом, скороговорки).
4.
Основы театральной культуры (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура поведения в театре).
5.
Работа над спектаклем. Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- представлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных особенностей, возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для учреждений дополнительного образования детей предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.
Исходя из опыта работы, мы можем выделить десять основных этапов работы с младшими школьниками над спектаклем:
1.
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
8.
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10.
Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Не следует воспринимать детский театр как упрощенную модель взрослого театра. Детский театр – это совершенно иной мир. Если суть взрослого театра – это искусство, то детского – это развитие (или образование). Поэтому принципы построения и цели взрослого и детского театров – различны. Если цель взрослого театра – это качественная постановка, то детского – это качественный процесс подготовки постановки. Если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском – участник спектакля.
Принципы сотрудничества, сотворчества должны пронизывать деятельность детского театрального коллектива настолько, насколько это вообще возможно. В противном случае есть риск получить серию стандартных школьных занятий, где в основу заложена не свобода творчества, а заучивание, не творчество, а репродукция. Следуя этим принципам, возможно строить процесс работы над спектаклем, таким образом, когда дети становятся не исполнителями отведенных им ролей (как в узком, так и в широком смысле этого слова), а сотворцами общего дела.
Таким образом, театрально-музыкальное творчество – это система взаимоотношений взрослых и детей, основанная на принципах добровольности и творчества. Но при всём при этом, не стоит забывать, что спектакль всё же – не самоцель. Важно не разрушить чувства праздника, эмоционального подъема в душе ребёнка. Умело подходить к выбору ролей и к их отработке с детьми в процессе подготовки к спектаклю. Главное в театрально-музыкальном творчестве – не хорошо отрепетированный, зазубренный детьми спектакль, а навыки, полученные в ходе подготовки, творчество, проявленное детьми, стереотипы и модели поведения, усвоенные ими. |